Устройство велосипеда. Тормоза
Устройство велосипеда. Тормоза
Для катания по асфальту в хорошую погоду абсолютно неважно, какого типа у вас тормоза. Обычно бывают такие, как показано на левом фото — они называются V-brake. Такие тормоза дешевы и просты, но имеют один недостаток — при попадании воды полностью отказывают. Это может случиться не только в дождь, но и при проезде через лужу, или по росистой, или мокрой от дождя траве. В заводской инструкции скромно так написано, что в сырую погоду кататься не рекомендуется. Но выехать-то вы можете в хорошую погоду, а как придется возвращаться, дело случая. Не то сейчас движение на дорогах, чтобы на спуске под гору остаться без тормозов, не такой у нас рельеф. Ездить с такими тормозами, конечно можно, просто нужно учитывать эту их особенность. Просушить тормоза легко несколькими кратковременными нажатиями на рычаг тормоза, но делать это нужно до того, как вам понадобится экстренно остановиться.
Дисковые тормоза от намокания защищены гораздо лучше, поскольку тормозные колодки прижимаются не к ободу колеса, а к тормозному диску на его оси. Тормозной диск расположен высоко, и почти всегда остается сухим. Если вы хоть сколько-нибудь расположены к технике (а велосипедисты, как правило, народ «рукастый»), тормоз на переднем колесе можно заменить на дисковый. Не любите работать гаечным ключом — лучше сразу выбирайте модель с дисковыми тормозами, или ездите аккуратно.
При регулировке тормозов недостаточно обеспечить нормальные (и одинаковые) зазоры между колодками и тормозной поверхностью — нужно обратить внимание на отсутствие перекосов колодок. Перекос возможен в двух плоскостях, и исключить нужно оба. Иначе колодки моментально износятся, и нужно будет начинать все заново. Кроме колодок, нужно отрегулировать упор ручного тормоза, особенно на переднем колесе. Слишком жесткое торможение переднего колеса на спуске иногда приводит к перевороту через руль.
Классический дорожный велосипед (с ножным тормозом) имеет две обгонные муфты. Главная обеспечивает сцепление колеса с педалью при разгоне. При движении накатом она расцепляется, и колесо вращается свободно. Тормозная муфта срабатывает при повороте педалей назад. При этом разжимаются две полумуфты, соединенные пружиной. Разжимаясь, они прижимаются к внутренней поверхности ступицы заднего колеса, и обеспечивают торможение.
Дорожный велосипед без обслуживания работает годами, но постепенно муфты изнашиваются. Если при вращении педалей вперед не обеспечивается должное сцепление, изношена главная муфта. Если плохое торможение — изношена наружная поверхность тормозного барабана. На ней стираются кольцевые канавки, и поверхность становится лысой. Если педаль периодически проскальзывает, утеряны шарики подшипника или деформировалась задняя втулка. Если при вращении педалей слышны щелчки — что-то попало в подшипники, вероятнее всего в подшипник оси, на которой укреплены педали.
продолжение
Share this content: